Большая часть шахматных партий начинаются с нее, с самой маленькой шахматной фигуры — пешки. Но только этот «солдат» может превратиться в любую другую фигуру, кроме короля, разумеется, приложив к этому все свои усилия и преодолев множество препятствий на своем пути.
Первые шаги по шахматной доске сделали 18 ноября 13 первоклассников с помощью ребят из 3 и 4 классов, занимающихся в шахматном клубе ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины под руководством учителя начальных классов Павловой Светланы Юрьевны.
Мастер-класс для малышей был проведен в форме квеста, где начинающие шахматисты могли выбрать для себя занятие, исходя из уровня своей подготовки. Кабинет «Точка роста», в котором проходят уроки Шахматного клуба, был поделен на четыре зоны — четыре поля: «Обучение», «Тренировка», «Задачки» и «Игра». Урок начался со знакомства с легендой о происхождении игры в шахматы. Небольшой ролик погрузил зрителей в атмосферу Древней Индии и показал, что шахматы — это не только увлекательная игра, но и средство для развития мышления.
Среди первоклассников были такие, кто ни разу не играл в шахматы. Свой мастер-класс для них провел Рогачев Александр на поле «Обучение». На демонстрационной доске он показал, где стоят пешки в начале партии, как они ходят и бьют фигуры противника. Кульминацией этого этапа было превращение пешки, дошедшей до противоположной горизонтали, в ферзя.
Попробовав свои силы на большой доске и получив в награду жетоны-пешки, ученики проходили на поле «Тренировка». Шесть ребят-помощников ждали первоклашек с практическим заданием. Имея на доске только восемь пешек и короля, необходимо провести любую пешку в ферзи. На пути у «пешек-первоклашек» появлялись пешки противника, и было не так-то просто обойти все преграды и превратить эту маленькую, на первый взгляд, фигурку в настоящую мощную фигуру. Те ребята, кому удалось совершить чудесное превращение, получили свои фишки и отправились на поле «Задачки». За круглым столом они выполняли односторонние задания: найти и побить все фигуры, на которые нападают белые пешки.
Некоторые новички пришли уже не просто умеющими переставлять фигуры, но вполне осознанно играющими в шахматы. Ребята объяснили, что их научили этому родители и старшие братья и сестры. Четвертое поле нашего квеста — поле «Игра» — было организовано специально для них. Таким образом, все ученики первого класса были вовлечены в мастер-классы, и проходили некоторые наиболее понравившиеся им уровни по нескольку раз, закрепляя полученные навыки.
Учиться играть в шахматы никогда не поздно. Но чем раньше мы начнем развивать в наших детях логическое и стратегическое мышление, тем быстрее мы вырастим думающего и анализирующего человека. Надеемся, что каждый первоклассник, как и шахматная фигура — пешка, на последней горизонтали, доберется до своей цели и станет достойным взрослым – настоящим гражданином нашей страны!